12 марта 1839 года впервые зрители увидели артистку балетной постановки в многослойной юбке «tutu», более известной как «балетная пачка». «Tutu» с французского языка так и переводится – пачка. Это же название используется в английском языке. Ровно 175 лет назад Мария Тальони исполнила партию Сильфиды в одноименной постановке. Пачка, представляющая собой пышную многослойную юбку, произвела настоящий фурор. Наряд постепенно стал настоящим олицетворением мирового балета.
Мария Тальони в постановке "Сильфида"
До появления пачки
Балерины, как сейчас бы это не казалось странным, носили пачки не всегда. До второй половины XIX века балерины выступали на сцене в нарядных платьях, и практически не отличались своим сценическим образом от одежды зрительниц. Громоздкое платье с корсетом чуть выше колена – традиционный наряд балетных танцовщиц тех времен. Выступали балерины обязательно на каблуках. Долю балерин немного облегчила новая мода на классику, античность и мифологические образы. Балерины стали носить наряды из более легких материалов. Но усложнение балетной техники привело к отказу балетных прим сначала от корсетов, потом от удлиненных юбок. Платье стало облегать хрупкое тело артисток, как вторая кожа.
Итальянский новатор
Впервые в балетной пачке перед зрителями предстала Мария Тальоне 12 марта 1839 года в балете «Сильфиды» в роли сказачной феи. Для такой роли потребовался соответствующий наряд. Его придумал для дочери Филиппо Тальони – выдающийся хореограф эпохи романизма. Как гласит официальная версия, вдохновением для создания пышной многослойной юбки стала нескладная фигура Марии. Хореограф постарался придумать такое платье, чтобы оно придавало его пышнотелой дочери воздушность и грацию. Создавалось платье по эскизам Эжена Лами. Зрители и критики долго восторгались новому открытию.
Но кое-кто остался недоволен: в основном танцовщицы с некрасивыми ногами.
По легенде Мария была первой, кто встал на пуанты.
Пачка в России
Царская Россия не сразу приняла пачку. Не позволял воспитанный веками консерватизм и боязнь принимать новое, придуманное на Западе. Но спустя 50 лет прима Большого театра Аделина Джури чуть видоизменила юбку. По легенде балерине, отличавшейся капризным нравом, хотелось позировать фотографам в более коротком платье. Балерина просто взяла ножницы и отхватила приличный кусок подола. С тех пор пошла мода на короткие пачки.